Мастерская церковной вышивки и облачений
  • Русский
  • English
Новости

Облачения – это красота богослужения, Часть 2.

10 Мар

Какие облачения выбрать на разные сезоны и в чем преимущества фелони со стоячим оплечьем? Для какого периода богослужебного года предназначены ризы из многоцветной ткани? Мы продолжаем беседу с Григорием и Натальей Насибуловыми, руководителями мастерской «Аксамит»

– Вы работаете в технике ручной или машинной вышивки?

– В основном – машинной. Но машинная вышивка может практически не отличаться от ручной. Обычно при машинной вышивке на компьютере выделяется некий сегмент, например, рука, и выполняется его заливка. Но можно отрисовать каждый стежок. Это очень кропотливая работа, по затратам времени сравнимая с вышиванием вручную, однако результат того стоит.

 

– В ассортименте тканей мастерской «Аксамит» можно увидеть многоцветные варианты: например, золотую парчу с красными и голубыми цветами. Для какого периода богослужебного года они предназначены?

– До революции не было столь четкого разделения облачений по цветам, как привыкли мы сегодня. В ризнице храма Воскресения Словущего на Даниловском кладбище, который не закрывался в советские годы, я видел множество старинных облачений, привезенных туда из разных церквей, включая Храм Христа Спасителя. Там были и многоцветные облачения, например, фелонь из рытого фиолетового бархата на золотом фоне, в которой служили в обычные воскресные дни, не только постом. В одном из музеев г. Ярославля на выставке, посвященной купцам Оловянишниковым, мы видели синее с серебром облачение, на оплечье которого был изображен свт. Николай. У нас в дни святителей служат в желтом, а в синем на Богородичные праздники. А там – пожалуйста! Наконец, в Греции, в Болгарии и сегодня служат в разноцветных облачениях. Так что можно предположить, что традиция строго придерживаться соотнесения цветов облачений с периодами богослужебного года сформировалась не так уж давно.


Собственно, и относительно традиции cлужить на Пасху в красных облачениях есть разные исторические версии. Еще сто с небольшим лет назад на Воскресение Христово служили в белых ризах…

– Некоторые связывают переход к красным облачениям с теми ризами, которые были сшиты для храмов Российской империи к 300-летию Дома Романовых, – юбилей как раз праздновали в мае. На оплечьях этих светло-бордовых облачений были вышиты крест, пальмовая и дубовая ветви и надпись: «Сим победа». Я впервые увидел такое облачение в храме Большого Вознесения еще в молодости, когда служил там алтарником, и мне очень захотелось его повторить. Были «романовские» облачения и в Храме Христа Спасителя, и во многих других храмах по всей России – их заказывали специально к юбилейным торжествам, средства отпускались из казны. Мы не раз делали их реплики, батюшки их оценили.


– Какие облачения вы порекомендовали бы священникам на жаркое лето?

– На жару обычно берут облачения без подкладки. В старину иерейские ризы могли весить и 20 кг, видимо, люди тогда были покрепче, а сейчас все более востребованными становятся легкие ткани. Не обязательно это лен: хорош и шелк, и современный полиэстер, который похож на хлопок. Облачение может быть вовсе без металлической нити, при этом очень объемное, отлично держащее форму. У нас есть ткань из Италии, которая словно покрыта кружевом – батюшкам она очень нравится. Итальянские ткани хороши тем, что они в основном натуральные.


– Некоторые священники в интернете выступают против стоячего оплечья…

– Это вопрос дискуссионный. Многие батюшки радуются, что благодаря высокому оплечью русская фелонь хорошо проветривается. Знакомый священник, который много лет служил в Австралии, говорит, что в жару с высоким оплечьем легче. Его можно сделать помягче, пожестче. Для этого используются специальные нетканые материалы из хлопчатобумажных волокон. У облачения три символических значения: царские одежды Спасителя, воинские доспехи и Гроб Господень. Высокое оплечье фелони как раз несет всю эту символику. К тому же, зимой оплечье защищает священника от холода, что всегда было актуально для нашей северной страны. Вероятно, поэтому оно и вошло в русский церковный обиход.

“У облачения три символических значения: царские одежды Спасителя, воинские доспехи и Гроб Господень. Высокое оплечье фелони как раз несет всю эту символику”.


– Недавно вы посетили ризницу кафедрального собора г. Милан.

– Это было чудо! Буквально случайно мы встретили в Милане своих друзей, знакомым которых оказался ризничий собора (бывший полицейский, а ныне католический монах). Он-то и провел нас в ризницу, и показал то, чего туристы обычно не видят. Нас, конечно, поразило, как там все четко, продуманно, как бережно хранятся облачения. Например, мы увидели, что их лучше хранить в горизонтальном положении. Ризы XVII века находятся в специальных полукруглых выдвижных ящиках типа «карусель», переложенные бумагой и тканью – полезный пример обращения с облачениями. Например, у них сохранились ризы в которых папа Пий 9 короновал Наполеона. У нас такое скрупулезное отношение тоже когда-то было. К примеру, в свое время меня поразило дореволюционное облачение из Храма Христа Спасителя, на котором стояла метка: шкаф такой- то, полка такая-то.


– Итальянцы служат в старинных ризах?

– Совсем не часто. Папа Римский велел совершать богослужения в самых скромных облачениях, из простых тканей, без украшений – мол, так ближе к народу. У нас эта тенденция тоже иногда встречается, а там она стала обязательной. Но ведь облачения, утварь это красота богослужения!

Беседовала Алина Сергейчук